Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года - ФАРМА-2020: мнения экспертов
ВАМ НЕОБХОДИМ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ?
ЗВОНИТЕ: 8 (925) 822-7070
ПИШИТЕ НАШИМ ЭКСПЕРТАМ:info@pharm-expert.ru
Рынок лекарств: актуальные новости и комментарии экспертов
Сегодня:

Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года - ФАРМА-2020: мнения экспертов [ссылка]
 
Приказом Минпромторга России от 23 октября 2009 года №965 утверждена Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года. 
 
Настасья Иванова – эксперт рынка, директор Национальной дистрибьюторской компании:
 
Цели и приоритеты авторами стратегии выбраны совершенно правильные. Документ справедливо определяет, что одним из приоритетных направлений развития для отечественных фармкомпаний должна стать разработка и производство оригинальных препаратов. Очевидно, что засилье импорта на российском фармрынке опасно с точки зрения национальной безопасности и крайне накладно для государственного бюджета – такие лекарства быстро дорожают, а доход от их продажи значительно ниже, чем от продажи отечественных медикаментов.
 
В планах государства - создание новых отечественных лекарств и  импортозамещение, что в течение ближайших десяти лет должно перераспределить рыночные доли между отечественными и зарубежными производителями и даже выровнять их. Одновременно предлагается решать задачи восстановления отечественной фарминдустрии и повышения инновационной составляющей. При этом, общий объем финансирования задачи по восстановлению отечественной фарминдустрии вполне сопоставим с амбициозными целями стратегии – инвестиции должны составить почти 6 млрд. долл. в течение 11 лет. По мнению авторов ФАРМЫ-2020, поставленные задачи вполне выполнимы, если объёмы инвестиций в отрасль достигнут 550 млн. долл. в год, причем основную часть этих расходов должно будет взять на себя государство.
 
В стратегии есть и дополнительные меры, которые могли бы стимулировать приток в отрасль инвестиций. В частности, предлагается сформировать список препаратов и фармацевтических субстанций, полный цикл производства которых будет налажен на территории нашей страны, значительно увеличить доли инновационных препаратов в портфелях российских производителей, увеличить экспорт фармпродукции, развивать региональные фармацевтические кластеры и т.д. Конечно, существует опасность того, что ряд положений стратегии будет не выполнен или выполнен не так как задумывалось, например, увеличение доли лекарственной продукции отечественного производства до 50% в стоимостном выражении будет достигнуто, но в основном за счет инфляции и роста их стоимости.
 
В целом, реализация подобных амбициозных целей вызывает определенные вопросы. Во-первых, непонятно получит ли Минпромторг такое серьезное финансирование. Во-вторых, кажется маловероятной сама возможность создания оригинальных российских препаратов в столь короткие сроки. И тому есть ряд причин. В России практически полностью разрушена исследовательско-экспериментальная база, в частности, в некоторых отраслевых НИИ износ оборудования достигает 80-90%. В нашей стране действуют порядка 650 самых различных фармацевтических производств, однако не более 10% из них полностью или частично оборудованы согласно мировым стандартам качества продукции GMP. Соответственно, и изготовляемые ими лекарственные препараты не способны составить конкуренцию зарубежным. Очевиден высокий дефицит квалифицированных, высокоинтеллектуальных и мотивированных кадров. Нельзя сбрасывать со счетов коррупцию и действующее законодательство, эти причины во многом являются существенным барьером на пути создания инновационной отечественной фарминдустрии. 
 
Иван Данилов – редактор национального фармацевтического портала Pharm-MedExpert.Ru:
 
В целом, стратегия правильно описывает то сложное состояние отечественной фармотрасли, которые мы имеем на сегодняшний момент. Прогнозы неутешительны - в ближайшее десятилетие Россия останется страной, производящей не собственные лекарства, а воспроизводящей лекарства-дженерики. Конечно, при планирующемся финансировании и успешной реализации хотя бы части предлагаемых Стратегией ФАРМА-2020 задач ситуация в отрасли оздоровится. Однако, на сегодняшний момент нам нечем похвастаться, кроме хорошего потенциала роста фармрынка – с 2003 года мы стабильно набираем по 10-12% в рублях. Планирующийся объем рынка к 2020 году – 1-1,5 трлн. руб.  
 
По данным исследований, доля зарегистрированных дженериков в нашей стране составляет 78-80%, в то время как в США она не превышает 25%, а в Японии – 20%. Конечно, в производственном плане значительно более прибыльно и перспективно производство именно дженериков. Как правило, российские производители лекарств не инвестируют в инновационные разработки, поскольку у них на это нет финансовых средств. Сегодня средняя цена разработки одного нового препарата составляет 800 млн. долл., и по прогнозам эта сумма в скором будущем перевалит за 1 млрд. долл. Для примера - в стратегию ФАРМА-2020 на период с 2009 по 2020 гг. заложено лишь 3,5 млрд. долл. на разработку всех новых российских лекарств.
Кроме того, разработке инновационных отечественных лекарств мешает существующая в России сложная и многоступенчатая процедура регистрации новых лекарственных препаратов, которая длится от 3 до 5 лет.
 
Однако, даже при некоторой утопичности основных положений программа ФАРМА-2020 несомненно нужна, ведь если не предпринимать мер по развитию отечественной фармотрасли, доля импорта будет расти и в ближайшие 10 лет достигнет 90%. На сегодняшний момент доля отечественных лекарств в стоимостном выражении составила 24% объема коммерческого рынка, доля импортных – 76% (итоги 2008 года). Однако в натуральном выражении соотношение близкое к обратному - здесь 66% рынка занимают отечественные препараты, а импортные – 34%. При этом можно смело утверждать, что это соотношение вполне устойчиво - колебания долей импорта и российских препаратов ежегодно составляют всего 1-2%.
 
Отмечу, что в нашей стране сложилась такая ситуация, при которой производителям выгоднее и дешевле вкладывать деньги в рекламу, маркетинг и иные средства продвижения своей продукции, чем в разработку новых оригинальных препаратов.  На таком примере хорошо видно как в целом неправильно функционирует вся система российского здравоохранения - врачи чаще всего предлагают больным те лекарства, за которые они получают некие преференции от производителей, больницы в рамках госпрограмм закупают дорогие импортные препараты, даже, если у них есть дешевые российские аналоги, а потребитель приобретает в аптеках лекарства, сделав свой непрофессиональный выбор под воздействием рекламы.