Настасья Иванова: Фармация России попалась в сети
ВАМ НЕОБХОДИМ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ?
ЗВОНИТЕ: 8 (925) 822-7070
ПИШИТЕ НАШИМ ЭКСПЕРТАМ:info@pharm-expert.ru
Рынок лекарств: актуальные новости и комментарии экспертов
Сегодня:

ФМ. Фармация и Медицина: Фармация попалась в сети. Или все-таки нет? [ссылка]

Чего стоит ожидать фармрознице от пациентов, которые все чаще обращаются к Интернету, чтобы узнать о лекарствах и ценах на них

Мы стали чаще сравнивать цены лекарств не в аптеке, а в Интернете. По данным Ipsos Comcon, в 2016 году к помощи сети прибегали 23,8%. На IV квартал минувшего 2018-го цифра выше более чем в полтора раза – 38,9%. Однако доля тех, кто изучает ценники прямо в аптечных витринах, осталась прежней, и даже немного подросла: 35,3% против 35. И если говорить о способах выбрать доступное лекарство, то разговор с фармацевтом опережает путешествия по просторам всемирной паутины: 52,5 и 35%.  Пациент при этом не ограничивается одним методом, замечает менеджер по маркетингу Ipsos Сomcon Шамиль Ахметзянов. Посетитель аптек и почти всегда комбинирует различные источники информации: советы друзей, справочники лекарств, консультацию специалис т а … За Интернетом – будущее, в скором времени в онлайн перейдет все. Мнение весьма популярное, но данные социологов говорят об обратном.

Не все цены доступны

«Мне кажется, причина в том, что по сравнению с 2016 годом количество аптек выросло. Мы видим, что они открываются дверь в дверь. Времени на то, чтобы обойти несколько аптек и сравнить цены, требуется нетак много, как раньше, – считает коммерческий директор «ФармаТрейдСервис» Дана Алборова. – К тому же не все аптеки представляют свои цены в Интернете». При этом аптечные сети наращивают свои позиции в онлайн-пространстве. Рост обращений к Интернету происходит во многом за счет «фармацевтических гигантов». Однако аптечные агрегаторы крупными игрокам и не всегда приветствуются… Чем прозрачнее цены, тем меньше порой конкурентных преимуществ. «Как по данным Росстата, так и по жизненным наблюдениям, значительно снизилась покупательская способность нашего населения, – с грустной улыбкой замечает гендиректор DENIS Pharm Group, глава Всероссийского единого содружества независимых аптек Александр Фридман. – И одновременно нужно признать: государство внесло свою активную лепту в информирование пациента о существовании дженериковых препаратов». За последние три года и самих дженериков стало значительно больше, комментирует Дана Алборова. В том количестве аналогов, которые появляются постоянно, сориентироваться трудно даже врачу. И тут на помощь пациенту приходит… На первый взгляд, ответ очевиден: Интернет.

Сила привычки?

«Постоянное обсуждение телемедицины заставило фармацию «вливаться» в цифровизацию, а пациентов – учиться эту информацию использовать, – полагает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. – И все выше процент людей, которые осваивают Интернет. В том числе в весьма солидном возрасте . Но по-прежнему велика доля тех, кто идет пешком за информацией. Скорее всего, это просто привычка. Думаю, уже скоро основная часть покупок будет электронной». Важно понимать: доля интернет-покупателей будет расти до определенного пикового значения, обращает внимание Александр Фридман. Процент электронных платежей также становится выше: это прямо подтверждает и рост интернет-покупок. В аптеках он продиктован еще и увеличением доли нелекарственного ассортимента. «Однако необходимо помнить, что свое главное слово еще не сказали крупнейшие интернет-площадки. У них все готово к тому, чтобы начать продавать лекарства посредством Интернета, – констатирует глава DENIS Pharm Group. – Они-то как раз и смогут внести принципиальные изменения в аптечный рынок. Предполагаю, что и крупнейшие агрегаторы просто будут куплены одним из таких сервисов. Надо только дождаться разрешения интернет-торговли лекарствами – и мы с вами будем свидетелями всех этих изменений. Ключевых и непредсказуемых». Но так ли всемогущи новые технологии?

Время покажет

«Разобраться самим, пусть даже используя Интернет , нашим посетителям не всегда просто. И не надо забывать: консультировать пациента по всем вопросам о выписанных препаратах, противопоказаниях, синонима х, особенностях приема – это обязанность фармацевта, – подводит итог Дана Алборова. – Поэтому чем выше квалификация специалистов, чем лучше они разбираются в ассортименте, и главное, если они не будут лениться делиться этими знаниями с пришедшим к ним человеком, тем чаще выбор будет в пользу именно вашей аптеки».

Настасья Иванова директор фармдистрибьютора «Интер-С Групп»

«Действительно, с каждым годом наблюдается рост числа людей, самостоятельно принимающих решение о покупке того или иного лекарственного средства. Но дело тут отнюдь не в самолечении и не в недоверии к врачу. Доктор в данном случае лишь назначает терапию. Он мыслит глобально, ищет причину заболевания и метод лечения, а не занимается поиском оптимального соотношения цены и качества препарата. Интернет же сейчас доступен каждому: им пользуется и школьник, и пенсионер. Общедоступна и информация как о лекарствах, так и о ценах на них в разных аптеках. Люди стремятся не только самостоятельно понять, что же именно им назначили, но и сэкономить. Ведь цена на один и тот же препарат в разных аптеках может отличаться на 400%. Не говоря уже о том, что у большинства лексредств есть аналоги. Здесь стоит отметить: пациентов-покупателей можно условно разделить на несколько категорий. Первая – те, кто идет в аптеку непосредственно за тем препаратом, «что доктор прописал». Вторая – те, кто спросит в аптеке о возможных аналогах. Третья – те, кто сначала самостоятельно проанализируют информацию о выписанном им лекарстве, попытаются найти аналоги и аптеки, где то или иное лекарство стоит дешевле. И с каждым днем людей в третьей группе все больше. Но при этом далеко не у каждого есть медицинское образование, и чтобы подтвердить сделанный выбор, многим требуется совет. Дело совсем не в доверии, дело в растущей финансовой грамотности пациента». настасья иванова