Настасья Иванова Интер-С Групп Презервативы стали дефицитом
ВАМ НЕОБХОДИМ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ?
ЗВОНИТЕ: 8 (925) 822-7070
ПИШИТЕ НАШИМ ЭКСПЕРТАМ:info@pharm-expert.ru
Рынок лекарств: актуальные новости и комментарии экспертов
Сегодня:

АИФ: Презервативы стали дефицитом? Хватит ли всем в России резиновых изделий [ссылка]

Повышенный спрос добрался до «изделий № 2». Но Минпромторг страждущих успокоил — дефицита не прогнозируется.

Закупились впрок
По данным аналитической компании DSM Group, продажи презервативов в аптеках с начала 2022 года к началу марта выросли на 11% в упаковках (почти на 400 тыс. больше) по сравнению с таким же периодом 2021 года. И на 18% в рублях. Причём взрывной рост пришелся на неделю с 28 февраля по 6 марта — потребители раскупили сразу на 80,5 тыс. упаковок больше, чем неделей ранее (прирост 17%). И потратили на 45 млн рублей больше предыдущей недели (рост 32%).

При этом в прошлом году компания фиксировала падение продаж резиновых изделий на 7%. Люди стали экономить в пандемию. А не потому, что потеряли интерес к сексу. Однако нынешние события заставили многих запасаться, предвидя неминуемый рост цен.

Грозит ли России дефицит прокладок, подгузников и других средств гигиены?
Тем не менее Минпромторг сразу заявил, что дефицита подобной продукции в РФ не ожидается. Хотя товар по большей части импортный (на Россию приходится примерно седьмая часть), заводы по изготовлению и производству сырья находятся в Таиланде, Китае, Корее, Индии, Малайзии. И они не заявляли о сокращении или прекращении поставок.

«Два самых популярных в России бренда презервативов — Durex и Contex пока остаются на рынке, — говорит редактор портала Pharm-MedExpert.Ru Иван Данилов. — Вероятность их ухода можно оценить как невысокую, хотя их производитель — компания Reckitt Benckiser и базируется в Великобритании, которая активно поддерживает антироссийские санкции. На текущий момент дефицита на рынке барьерной контрацепции нет, но спрос на эту продукцию значительно вырос. По различным данным, рост продаж в розничных точках за последние три недели составил от 17 до 30% в упаковках, при этом “Озон” зафиксировал рост в 33% в сравнении с концом февраля, а в Wildberries за первую неделю марта отчитались о рекордных 170% по сравнению с этим же периодом годом ранее. Но даже если Durex и Contex исчезнут с прилавков, наши потребители один на один с отечественной продукцией не останутся. Да и не хотелось бы, ведь её качество, по мнению многих экспертов, оставляет желать лучшего. Речь, в первую очередь, о плохом сырье — меньшем количестве смазки, менее износостойких материалах. “Как шарики”, “не конкурентоспособны” — вот характеристики российских презервативов из уст одного из профильных сейлз-менеджеров. Низкая конкурентоспособность отечественных презервативов подтверждается статистикой в отдельно взятом интернет-магазине, где их продажи составляют от 1до 4%. При этом большинство российских брендов производится за рубежом, а единичные производители на территории России зависят от зарубежных поставщиков. Это означает, что цены и на российскую продукцию будут расти, хотя и не такими быстрыми темпами».

Устарели и закрылись


По данным Минпромторга, в РФ производится 100 млн штук презервативов, а импортируется 600 млн. В России барьерную контрацепцию выпускает Армавирский завод резиновых изделий, один из старейших в стране. Сейчас там есть товар под названием «Эрос» четырёх видов — классика, люкс, экстра и арома. И производство полного цикла, начиная от презерватива-сырца — латексной основы. Сырец проверяют под давлением на специальном оборудовании, накладывают смазку и упаковывают в фольгу.

Несколько лет назад производство наладили во Владимирской области в компании «Бергус» (марки «Гладиатор», «Torex» «BAYAN»), там же, к слову, производят и дефицитные сегодня подгузники. А вот в Серпухове завод по производству презервативов уже не работает. Закрылся несколько лет назад и самый первый в СССР завод про производству «изделий № 2» («изделием № 1» в советское время назывались противогазы) — Баковский завод резинотехнических изделий (в районе Одинцово Московской области). Его открыли в 1936 году. А ликвидировали производство в 2019 году из-за убытков — видимо, не выдержал конкуренции с продукцией из Китая, Тайваня и пр. На мощностях завода, ранее занятых презервативами, стали производить косметику (бренд «Красная линия»). До недавнего времени презервативы выпускали также Волжский и Тобольский заводы резиновых изделий. Но и они закрыли линии. Понятно, что привозить из стран Юго-Восточной Азии продукцию из латекса было намного выгоднее, чем закупать оборудование и налаживать производство в РФ. Поэтому многие фирмы занимались только упаковкой.

Секс как антистресс


«Хотя цены выросли в среднем на 20-40%, и это не предел, люди продолжают активно запасаться презервативами, — отмечает директор фармдистрибьютора “Интер-С Групп” Настасья Иванова. — Это происходит не только из-за желания купить впрок. Как утверждают психологи, ещё одна причина — повышение сексуального влечения в период перегрузки отрицательными эмоциями. Глобальной нехватки этой продукции на рынке пока не образовалось, а временный дефицит, как следствие повышенного спроса, так называемой “потребительской паники”, будет быстро преодолен. Даже при самом негативном сценарии без презервативов наш потребитель не останется. Уже сейчас увеличиваются поставки достаточно качественной продукции из Азии (в первую очередь из Китая и Таиланда), есть производства в странах СНГ, да и российские компании в ситуации вынужденного импортозамешения должны будут усилить свои позиции. Правда, сначала им придётся прилично вложиться в рекламу и маркетинг, поскольку сегодня российские бренды мало кто знает, а отношение к ним прохладное. К рекламе уже опосредованно подключилось Роскачество, опубликовав свое исследование, в котором первое и четвертые места отданы именно российским брендам, а Durex и Contex, которые традиционно занимают первые места в многочисленных интернет-рейтингах топ-презервативов, не вошли даже в десятку. Насколько убедят результаты этого исследования потребителей переключиться на российские средства барьерной контрацепции — покажет время. Надо понимать один важный принцип — даже в кризис желание купить более надежные презервативы сильнее желания на них сэкономить».