Эксперт: расширение сети госаптек не решит проблему высоких цен на лекарства
ВАМ НЕОБХОДИМ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ?
ЗВОНИТЕ: 8 (925) 822-7070
ПИШИТЕ НАШИМ ЭКСПЕРТАМ:info@pharm-expert.ru
Рынок лекарств: актуальные новости и комментарии экспертов
Сегодня:

Эксперт: расширение сети госаптек не решит проблему высоких цен на лекарства [ссылка]

Владимир Путин поручил Правительству совместно с властями регионов рассмотреть вопрос о целесообразности создания государственных (муниципальных) аптек и разработать механизмы их поддержки в целях обеспечения доступности лекарств, в том числе недорогих препаратов и сильных обезболивающих средств.

Эксперты фармрынка отмечают, что эта проблема действительно носит актуальный характер. В середине 2000-х годов процесс приватизации муниципальных аптек приобрел массовый характер, поскольку региональные власти начали активно избавляться от непрофильных, малоприбыльных и сложных активов. За 10 лет в России количество аптек, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сократилось с 40 до 25%. Например, в Челябинской области таких аптек не осталось совсем, в Подмосковье муниципальные аптеки были объединены в унитарное предприятие, которое после реорганизации было также продано коммерческой аптечной сети. Лишь в Москве ГУП «Столичные аптеки» по количеству торговых точек является одной из крупнейших сетей города и, пожалуй, только это предприятие можно назвать единственным серьезным и успешным примером неприватизированной аптечной сети. Тем не менее, российская фармотрасль осталась одной из немногих, где еще сохранились государственные или муниципальные предприятия.

Однако, конкурировать с сетевыми аптеками муниципальным предприятиям невозможно - они несут приличную социальную нагрузку, которая негативно сказывается на их финансовом положении. В ситуации быстрого роста цен на лекарства Президент предложил обратить процесс акционирования аптек вспять и увеличить количество аптек с государственным и муниципальным участием, в которых в административном порядке можно было бы жестко контролировать цены на медикаменты. Редактор фармпортала Pharm-MedExpert.Ru Иван Данилов замечает, что «опасения того, что массовая приватизация аптек может привести к значительному ухудшению физической доступности лекарственной помощи, были с самого начала этого процесса. На текущий момент к этим проблемам добавился и неконтролируемый рост цен на лекарства, только в январе сразу на 11%. Видимо, теперь инициаторам приватизации таких крупных муниципальных сетей как Нижегородская, Тюменская или Смоленская фармация придется пересмотреть свои решения».

По мнению специалистов, социальная ориентированность муниципальных аптек делает их малодоходными или в ряде случаев убыточными. Основные направления социальной деятельности таких аптек, как правило, неприбыльны. Речь идет о выдаче лекарств по льготным рецептам, отпуске сильнодействующих и психотропных препаратов, изготовлении медикаментов. Все эти виды деятельности с точки зрения рентабельности малопривлекательны для коммерческих аптек и потому совершенно непопулярны.

К примеру, обеспечение торговли наркотическими, сильнодействующими и ядовитыми препаратами требует приличных затрат на лицензию, охрану, персонал и спецпомещения. Глава «Аптечной гильдии» Елена Неволина отмечает, что «финансовые затраты на получение лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ составляют от 200 до 600 тыс. руб., порядка 150 тыс. руб. уходит на ежемесячное обслуживание, такие траты не идут ни в какое сравнение с размером прибыли, которую получает аптека». Неудивительно, что частные аптеки такой деятельности не ведут. Также непросто найти коммерческую аптеку, которая занималась бы производством лекарственных форм, несмотря на то, что никаких законодательных ограничений нет. При этом более 90% лекарств, которые сегодня производят аптеки, не выпускаются в заводских условиях.

Директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова говорит, что муниципальные аптеки нужно поддерживать: «необходимо снижать налоговую нагрузку, особенно сейчас, когда происходит девальвация рубля и растут цены не только на импортные, но и на отечественные лекарства, а также предоставлять дополнительную финансовую поддержку за счет бюджетов муниципальных образований. Эти меры помогут повысить конкурентоспособность муниципальных аптек и помогут им выжить на высококонкурентном аптечном рынке». Эксперт отмечает, что, в отличие от Москвы, региональной власти, как правило, неэффективно содержать крупную и низкорентабельную сеть аптечных предприятий. «Речь идет не о зарабатывании денег, а о реализации социального проекта. Известно, что только муниципальные предприятия занимаются открытием новых аптечных пунктов в отдаленных городских и сельских районах, где предпринимателю работать невыгодно. Однако, в глобальном смысле расширение сети госаптек не решит проблему высоких цен на медикаменты»,  - заключает Иванова.

В свете решения президента европейская схема, где рынок состоит только из частных конкурирующих аптечных сетей, у нас развития не получит. В первую очередь, из-за совершенной иной системы организации лекарственного страхования. Таким образом, государственные и муниципальные аптеки останутся важной частью отечественной системы лекарственного обеспечения.