Совет Федерации предлагает создать сеть государственных аптек
ВАМ НЕОБХОДИМ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ?
ЗВОНИТЕ: 8 (925) 822-7070
ПИШИТЕ НАШИМ ЭКСПЕРТАМ:info@pharm-expert.ru
Рынок лекарств: актуальные новости и комментарии экспертов
Сегодня:

Свободная Пресса: Совет Федерации предлагает создать сеть государственных аптек [ссылка]
Эксперты полагают, что это не сделает лекарства более доступными
 
Совет Федерации выступил недавно с предложением о создании сети государственных аптек. Эта мера сделает лекарства и обезболивающие более доступными для населения, говорится в проекте рекомендации комитета СФ по социальной политике.
 
Обратиться к проблемам регулирования аптечного ритейла сенаторов заставил резкий рост стоимости лекарств. По оценкам DSM Group, в 2014 году инфляция цен на препараты в аптеках страны составила 12,7% - это самый высокий показатель со времен кризиса 2008-2009 годов, когда стоимость лекарств подскочила на 14,0% и 16,2% соответственно. Ключевой причиной повышения цен стала девальвация рубля. В денежном выражении на долю импорта приходится свыше трех четвертей медикаментов, реализуемых на отечественном рынке. В результате любой серьезный скачок курса российской национальной валюты автоматически приводит к снижению доступности препаратов для граждан.
В условиях, когда рост цен на лекарства превышает официальную динамику инфляции (последняя, по подсчетам Росстата, в 2014 году составила 11,4%), стремление властей дать населению возможность приобретать медикаменты в прежнем объеме выглядит оправданным. Однако стоит ли для этой цели создавать новую сеть государственных аптек?
По мнению исполнительного директора некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елены Неволиной, проще и дешевле поддержать уже существующие аптеки, находящиеся в собственности государства и муниципалитетов. За последние десять лет их доля на российском рынке фармацевтического ритейла сократилась с 40% до 25%. Несмотря на это, они продолжают выполнять ряд важных социальных функций, которые не хотят брать на себя частные сети, работающие как коммерческие предприятия. Речь, в частности, идет об отпуске наркотических средств и психотропных веществ для онкологических больных – затраты аптек на их оборот существенно превышают доходы от их реализации, а потому специальные лицензии на право работы с ними имеют лишь аптечные ГУП и МУП.
Другой важной функцией государственных аптек, по словам Е. Неволиной, служит изготовление лекарств по индивидуальным предписаниям и по требованию медицинских организаций. Внутриаптечное производство препаратов занимает мизерную долю в совокупном потреблении лекарственных средств, однако до сих пор оно полностью не исчезло. Причина тому – невыгодность промышленного выпуска медикаментов с ограниченным сроком годности, предназначенных лишь для некоторых групп населения (например, для пожилых и новорожденных), а также для лиц с индивидуальной непереносимостью тех или иных антибиотиков и препаратов. Наконец, в отличие от частных сетей, аптечные ГУП и МУП участвуют в программах льготного обеспечения лекарствами малоимущих, что им не приносит прибыли.
Какую помощь правительство могло бы оказать государственным аптекам? Как полагает Е. Неволина, в первую очередь необходимо передать им в хозяйственное ведение занимаемые ими помещения, пусть даже бюджеты разных уровней недополучат средства, выручаемые сегодня от их сдачи в аренду. Важно также в значительной степени увеличить объем денежных компенсаций для тех аптечных организаций, которые отпускают лекарственные препараты в рамках государственных программ. При этом нельзя забывать о покрытии расходов на использование вневедомственной охраны МВД, к услугам которой прибегают аптеки, реализующие наркотические средства. Эти меры позволили бы улучшить положение аптечных ГУП и МУП, работающих сегодня по тем же правилам, что и «частники», но несущих весомые социальные обязательства.
«Примером успешной поддержки государственных аптек со стороны региональных властей является ГУП «Столичные аптеки», включающее в себя 165 точек продаж лекарственных препаратов», - говорит Настасья Иванова, генеральный директор Национальной дистрибьюторской компании. Крупнейшая в России и единственная в Москве аптечная сеть, находящаяся в собственности государства, была создана в 2005 году. Аптеки этой сети работают в круглосуточном режиме, имеют рецептурно-производственные отделы и при этом участвуют в программах дополнительного лекарственного обеспечения. Как отмечает Н. Иванова, обратный пример показывает Московская область, где муниципальные аптеки были объединены в ГУП МО «Мособлфармация», которое после реорганизации было продано коммерческой аптечной сети «А5».
С тем, что только государственные аптеки могут отпускать лекарства по льготным ценам, не согласна Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС). Она отмечает, что при условии выделения дотаций из бюджета частные аптеки тоже будут принимать участие в программах обеспечения лекарствами малоимущих слоев населения. Выбор же в пользу той или иной формы собственности не может обеспечить низкие цены на лекарства, поскольку все аптеки осуществляют закупки у одних и тех же поставщиков. При этом расширение государственной сети может обернуться ростом стоимости ряда медикаментов. Это подтверждает опыт государственного регулирования цен перечня жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов: цены на медикаменты, входящие в него, растут существенно медленнее стоимости лекарств, в него не включенных.
С мнением о нецелесообразности создания новой сети государственных аптек солидарен Алексей Славич-Приступа, консультант в области аптечного маркетинга. По его словам, подобного рода инициативы реализовывались в регионах десять-пятнадцать лет назад: субсидии, выделявшиеся тогда аптекам из бюджетов субъектов федерации, зачастую оказывались недостаточными, из-за чего цены на лекарства не были ниже среднерыночного уровня, а нередко и превышали его. Вместе с тем, к идее использования уже действующей сети государственных аптек он относится прохладно: «Для решения задачи сокращения издержек госсобственность неэффективна; об этом свидетельствует не только зарубежный, но и отечественный опыт: подавляющее большинство аптечных дискаунтеров в РФ находится в частных руках».
Как подчеркивает А. Славич-Приступа, из мировой практики можно позаимствовать иные методы сдерживания лекарственных цен. К ним, в первую очередь, относится радикальное упрощение допуска на рынок недорогих импортных дженериков (ведь на долю дженериков приходится около 75% аптечного рынка РФ). Стимулирование конкуренции между производителями популярных препаратов, продающихся под международными непатентованными названиями, может привести к снижению цен на десятки, а иногда – и на сотни процентов. Помимо этого, доход, получаемый аптеками от реализации жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов, должен формироваться не на основе их стоимостного объема, а от продаж в натуральном выражении.
Кроме того, по мнению А. Славича-Приступы, значительный эффект может принести поддержка частных дискаунтеров (особенно интернет-аптек), которые за счет минимизации мерчандайзинга и экономии на торговых площадях способны реализовывать лекарства по ценам, на 15-20% ниже среднерыночных. Для данного сегмента аптечного ритейла целесообразно предоставлять налоговые льготы и послабления по аренде помещений. Создание же сети государственных аптек или существенное увеличение уже существующих аптечных ГУП и МУП займет, по меньшей мере, от шести до двенадцати месяцев и, что самое главное, приведет лишь к бесполезной трате бюджетных средств, как это часто бывает при исполнении различных программ, финансируемых из средств федеральной казны.
В этой связи актуальность приобретают конкретные предложения по корректировке налогового и тарифного регулирования. Как указывает Нелли Игнатьева, для всех аптек, вне зависимости от их формы собственности, был бы выгоден переход от общей системы налогообложения к уплате единого налога на вмененный доход, который действовал до 2011 года. Она полагает, что сдерживанию цен на препараты также могла бы поспособствовать отмена НДС на лекарства, урезание тарифов на ввоз импортных медикаментов и снижение ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для аптечных организаций. Последние в результате внедрения этих мер станут более рентабельными, и им будет гораздо легче пережить нынешний кризис.
В целом, специалисты сходятся во мнении, что будет гораздо эффективнее несколько изменить действующие правила поддержки аптек, нежели создавать новую государственную сеть. И действительно, зачем изобретать велосипед, когда он уже существует.