Московские Аптеки: Фармобразование. Точечный характер обучения
ВАМ НЕОБХОДИМ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ?
ЗВОНИТЕ: 8 (925) 822-7070
ПИШИТЕ НАШИМ ЭКСПЕРТАМ:info@pharm-expert.ru
Рынок лекарств: актуальные новости и комментарии экспертов
Сегодня:

Московские Аптеки: Фармобразование. Точечный характер обучения [ссылка]

ссылки на ПДФ материала 1  2   3   4   5 

Проблема кадров и высшего образования остро стоит перед всем фармсообществом. Аптеки испытывают дефицит кадров: работу в них выпускники фармацевтических факультетов воспринимают как место обучения перед поступлением на более престижную работу. Фармкомпании, куда так стремятся выпускники, вкладывают большие средства в обучение молодых специалистов – чаще всего это оправдано: дипломированные провизоры мечтают стать медпредставителями и бренд-менеджерами. В фармпроизводстве нет номенклатуры должностей и регламентирующих требований к специалистам. Знаний, полученных в вузе, для профессиональной деятельности не хватает. 
 

Анатолий Новиков, директор по медицине Национальной Дистрибьюторской компании

Реформы, направленные на модернизацию отечественной медицины, должны начинаться с изменения системы медицинского образования - от среднего и до последипломного медицинского образования. При этом основной задачей подготовки медицинских кадров в рамках новых госстандартов должна стать необходимость быстрой адаптации выпускника медВУЗа к профессиональной практической деятельности, т.е. формирование специалиста, который должен быть готов к самостоятельной врачебной практике. К сожалению, с 90ых годов последипломная подготовка медиков стала самым слабым звеном в образовании отечественного врача.

Современные выпускники медицинских вузов владеют в основном академическими знаниями по фундаментальным дисциплинам. На конференции «Медицинское образование и вузовская наука – 2013» были оглашены данные соцопроса среди выпускников, проведенного годом ранее, результаты которого заставляют задуматься об уровне нашего образования. Лишь 12 % опрошенных оценили свои практические знания как хорошие. До 30% респондентов оказались неспособны оказать первую медицинскую помощь, определить группу крови, остановить кровотечение или выполнить простейшие манипуляции уровня среднего медицинского работника. Программы медВУЗов в силу их высокой перегруженности, в т.ч. второстепенными дисциплинами, не позволяют выделить достаточное время на овладение практическими методиками. Изменение этой ситуации с помощью новых госстандартов должно стать задачей номер один в российском медицинском образовании.

В последнее время мы видим целенаправленную работу в правильном направлении со стороны профильного ведомства – отрасль получает дополнительное финансирование, обновляется оборудование, внедряются современные информационные технологии, принимаются новые законодательные акты, цель которых – строительство единой нормативной базы, в рамках которой, например,  государственные образовательные стандарты будут дополнять уже принятые стандарты оказания медицинской помощи. Создание врача-практика сразу после окончания университета должно сделать и более близким взаимодействие медицинских ВУЗов с лечебно-профилактическими учреждениями, поскольку отныне подготовка молодых специалистов становится их общим делом. Таким образом Минздрав планирует решать и проблему нехватки медиков в регионах, особенно, в сельской местности, предлагая закрепить за каждым федеральным  медицинским университетом конкретный субъект РФ. ВУЗ должен будет отвечать за подготовку врачебных кадров в соответствии с запросами своего региона. Мы видим, что программа «Сельский доктор», на которую возлагали большие надежды и в рамках которой молодой врач мог получить миллион рублей, проблему не решила – одной такой стимулирующей меры без обеспечения жильем, повышения зарплаты, карьерного роста, оказалось недостаточным для того, чтобы привлечь выпускников в «сельскую медицину».

Не меньше проблем и в вопросе выпуска профессиональных, готовых к работе в новых условиях, фармацевтов. Проблема дефицита квалифицированных кадров является чрезвычайно острой для современной российской фармпромышленности. Максимальный дефицит кадров сегодня – непосредственно на производстве, в первую очередь, это технологи, работающие по стандартам GMP, а также в сфере обеспечения контроля качества ЛС и в исследовательской области. 

По данным экспертов, до 2020 года России потребуется от 3,5 до 5 тыс. высококвалифицированных специалистов для работы на фармпроизводстве. А в соответствии со стратегией Фарма-2020 необходимо подготовить или переподготовить более 10 тыс. специалистов для работы на производстве. По данным агентства HeadHunter, в сегменте фармпроизводства количество вакансий ежемесячно увеличивается на 17%! 

При этом основная проблема подготовки студентов – это сложности с прохождением полноценной практики на фармпредприятиях. Компаниям нужны готовые квалифицированные специалисты, а студентам и выпускникам без опыта работы найти место работы очень сложно. Это происходит в ситуации, когда средний возраст технолога на производстве сегодня достигает шестидесяти лет, а вопрос повышения квалификации остается наиболее актуальным, поскольку в результате снижения уровня организации производства на многих предприятиях сильно упал и уровень квалификации работников.

Минздравом принято правильное решение прекратить обучение по специальности «Фармация» в очно-заочной и заочной формах. Кроме того, на фармфакультетах многих ВУЗов вводят новые специальности, такие как: фармацевтический маркетинг, бухгалтерский аудит и менеджмент. Важно понять, что в нынешних рыночных условиях необходимо соотнести стандарты обучения студентов с требованиями работодателя.

Стандарты, закрепляя определенный жесткий минимум требований, тем не менее, предоставляют университетам свободу в формировании и реализации образовательных программ, и одновременно повышают ответственность ВУЗа за содержание и качество подготовки специалистов. Высшая школа получила новые стандарты, они действительно необходимы, и в теории с их помощью можно начать решать проблемы, которых немало накопилось за последние десятилетия: слабое материально-техническое оснащение отрасли, недостаточная методическая обеспеченность образовательного процесса, отсутствие системы мониторинга реализации госстандартов, проблемы с трудоустройством (по разным оценкам, после окончания ВУЗа по специальности идут работать лишь 40-80% выпускников) и др.