Настасья Иванова о перспективах развития муниципальных аптечных сетей
ВАМ НЕОБХОДИМ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ?
ЗВОНИТЕ: 8 (925) 822-7070
ПИШИТЕ НАШИМ ЭКСПЕРТАМ:info@pharm-expert.ru
Рынок лекарств: актуальные новости и комментарии экспертов
Сегодня:

Новая Аптека. Эффективное управление: Муниципальные аптечные предприятия. Приватизировать нельзя оставить [ссылка]

Эксперт фармрынка, директор Национальной Дистрибьюторской компании Настасья Иванова о перспективах развития муниципальных аптечных сетей

 | все материалы Круглого стола в Новой аптеке |

- Даже после процесса акционирования муниципальных аптек, который приобрел в середине 2000-х массовый характер, говорить о серьезной конкуренции аптечных МУПов и частных сетей не приходится. Конкурировать с сетевыми аптеками муниципальным предприятиям невозможно - последние несут приличную социальную нагрузку, которая серьезным образом сказывается на их финансовом положении. Безусловно, процессы реорганизации помогли муниципальным аптечным предприятиям и увеличить объем продаж лекарств, и поддержать свои же убыточные точки, и сохранить социальную направленность. Тем не менее, даже несмотря на поддержку со стороны региональных властей, муниципальные аптеки продолжают терять свои позиции. Однако, представляется маловероятным, что в ближайшие годы аптечные МУПы совсем исчезнут с высококонкурентного аптечного рынка.

В России, в отличие от западных стран, по-прежнему широко развита система муниципальных и государственных аптек. Еще в 2004 году, когда началась их массовая «распродажа», аналитики предсказывали, что в течение 2-3 лет в стране останется не более 10% государственных  аптек. При этом аптек, оказывающих полный перечень фармуслуг (включая изготовление лекарств), из-за низкой рентабельности не останется совсем. Действительно количество аптек, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за 10 лет сократилось с 40 до 25%. Однако, европейский вариант, где рынок состоит только из частных конкурирующих сетей, у нас так и не прошел. В первую очередь, из-за совершенной иной системы организации лекарственного страхования.

Ни для кого не секрет, что социальная ориентированность муниципальных аптек делает их малодоходными или в ряде случаев даже убыточными. Основные направления социальной деятельности такой аптеки, как правило, неприбыльны. Речь идет о выдаче лекарств по льготным рецептам, отпуске сильнодействующих и психотропных препаратов, изготовлении медикаментов. Все эти виды деятельности с точки зрения рентабельности малопривлекательны для коммерческих аптек. Например, обеспечение торговли наркотическими, сильнодействующими и ядовитыми препаратами требует затрат на лицензию, охрану, дополнительный персонал, спецпомещения. Неудивительно, что частные аптеки такой деятельности не ведут. Также непросто найти коммерческую аптеку, которая занимается производством лекарственных форм, несмотря на то, что законодательных ограничений на такой вид деятельности в зависимости от формы собственности нет. При этом более 90% лекарств, которые сегодня производят аптеки, не выпускаются в заводских условиях. Неудивительно, что на сегодня государственные и муниципальные аптеки остаются важной частью системы лекарственного обеспечения. 

На примере московского региона можно привести два совершенно разных примера реорганизации государственного аптечного бизнеса. ГУП «Столичные аптеки» по количеству торговых точек является одной из крупнейших аптечных сетей Москвы, достаточно популярной среди населения. В Московской области ситуация иная – здесь все муниципальные аптеки были объединены в ГУП МО «Мособлфармация», которое после реорганизации было продано коммерческой аптечной сети «А5».

На наш взгляд, муниципальные аптеки нужно продолжать поддерживать. Необходимо снижать налоговую нагрузку, особенно сейчас, когда происходит девальвация рубля и растут цены не только на импортные, но и на отечественные лекарства, а также предоставлять дополнительную финансовую поддержку за счет бюджетов муниципальных образований. Эти меры помогут повысить конкурентоспособность муниципальных аптек. Понятно, что, в отличие от Москвы, региональной власти, как правило, неэффективно содержать крупную и низкорентабельную сеть аптечных предприятий. Однако, речь идет не о зарабатывании денег, а о реализации социального проекта. Известно, что только муниципальные предприятия занимаются открытием новых аптечных пунктов в отдаленных городских и сельских районах, где предпринимателю работать невыгодно. 

Источник: Новая Аптека