У пациента мало шансов распознать фармподделку
ВАМ НЕОБХОДИМ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА ТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / МЕДИЦИНА / ЗДОРОВЬЕ?
ЗВОНИТЕ: 8 (925) 822-7070
ПИШИТЕ НАШИМ ЭКСПЕРТАМ:info@pharm-expert.ru
Рынок лекарств: актуальные новости и комментарии экспертов
Сегодня:

Московские Аптеки: У пациента мало шансов распознать фармподделку [ссылка]

Комментарий директора «Интер-С Групп» Настасьи Ивановой

Мы оцениваем начало проекта по маркировке лекарств как полезное и для производителей, и для потребителей лекарств, поскольку внедрение в течение двух лет такой системы позволит ощутимо защитить наш рынок от некачественных и поддельных препаратов. Правда, по данным Минздрава, доля фальсифицированных лекарств на российском рынке не превышает 0,01%. Казалось бы, это мизерный показатель, а стоимость внедрения системы маркировки при этом оценивается не менее, чем в 15 млрд рублей. Но, если принять во внимание оценки независимых экспертов, которые говорят об уровне присутствия фальсификата от 5 до 12% , то необходимость таких трат для борьбы с препаратами-подделками становится понятной. Особенно это важно для покупателя, который, приобретая ненастоящее лекарство, рискует своим здоровьем. Реализация проекта позволит каждому пациенту, даже пожилому и неискушенному в технических вопросах, легко проверить легальность купленных медикаментов с помощью бесплатного сканера в аптеке или своего телефона. На данный момент, возможности потребителя распознать подделку крайне ограничены. А учитывая, что фальсификат в последнее время становится все более качественным в плане производства, можно уверенно заключить, что потребитель практически не защищен от риска его покупки.

Конечно, существуют интернет-ресурсы, которые могут помочь потребителю проверить препарат по серии, номеру и названию, такие как портал качество.рф или сайт Росздравнадзора, на котором расположена автоматизированная информсистема поиска забракованных и изъятых из обращения лекарств. Однако, на данный момент оба ресурса малополезны, поскольку их базы невелики, информация, которую они предоставляют, минимальна, а большинство претензий, которые выявляются, касаются не качества препарата, а нарушения порядка ввоза и сертификации. Более правильно при наличии сомнений в качестве препарата звонить на «горячую» линию Минздрава, или напрямую связываться с производителем или дистрибьютором лекарства, сообщив название и номер серии, а также то, что при визуальном осмотре упаковки у вас возникли сомнения в ее подлинности.

Мы, как дистрибьюторы, в свое время сталкивались с подделками лекарств на рынке. В последнее время этого не происходит: сейчас все сложнее становится заниматься производством и реализацией поддельных лекарств, и с каждым годом процент фальсификата падает. Финансовые и государственные структуры достаточно эффективно борются с «фирмами-однодневками», через которые проходят деньги от реализации фармподделок, на это же направлено и ужесточение системы контроля и лицензирования. Во всяком случае, что касается наших препаратов, то в последние годы количество ввезенных лекарств всегда совпадает с данными по количеству розничных продаж. И на данный момент мы не фиксировали обращений ни граждан, ни регулирующих органов по поводу возможного фальсификата. Тем не менее, даже из открытых источников можно узнать, что некоторые производители говорят о демпинге со стороны дистрибьюторов, которым они свою продукцию не продавали и которые не могут объяснить ее происхождение. С помощью системы маркировки будет осуществляться полный мониторинг движения лекарственного препарата на всех этапах, что должно исключить подобные ситуации в будущем.

Затраты на установку программного обеспечения и приобретение специального оборудования будут достаточно серьезными, но производители пока оценить их не берутся. Очевидно, что реализация проекта вызовет некоторый рост цен на лекарственные препараты. К примеру, в странах Евросоюза, где программа маркировки уже осуществляется, фармпроизводители финансово и технически к проекту готовы, их расходы вряд ли будут чрезмерными. Надо понимать, что уменьшение прямых потерь от контрафактной и фальсифицированной продукции, снижение репутационных рисков, которые производитель несет из-за воровства его продукции, и, в глобальном смысле, здоровье нации, весят ощутимо больше, чем все затраты на маркировку.